Задержка речи
Задержка речевого развития заключается в детерминированном освоении детьми родного языка как по качественным, так и по количественным параметрам. Словарный запас ребенка отличается ограниченностью, он испытывает трудности при построении грамматических конструкций, неправильно произносит звуки, отсутствует эмоциональная составляющая говорения и т. д.
Диагноз «задержка речи» может быть выставлен не раньше 3 лет – именно к этому возрасту обрывочные фразы, слова и конструкции превращаются в связное, осмысленное общение. При отсутствии этих навыков возникают проблемы с социальной адаптацией, замедляются психические процессы.
Этиология задержки речевого развития
Церебральные поражения и дисфункции в зонах, отвечающих за формирование речевых навыков, могут быть вызваны различными этиологическими факторами:
- генетическими;
- метаболическими: связанными с нарушениями обменных процессов, синтеза и транспорта аминокислот, что вызывает патогенные поражения ЦНС и тканей головного мозга;
- после перенесенных тяжелых заболеваний, операций;
- психогенного происхождения: вследствие неблагоприятной социальной среды или гиперопеки;
- стойкими нарушениями слуха и зрения.
Диагностика задержки речевого развития
На начальном этапе проводится консультация педиатра. После оценки соматического статуса для прохождения дальнейших диагностических мероприятий ребенок направляется к профильным специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду или психологу. В отдельных случаях может потребоваться консультация генетика.
Аппаратные и лабораторные исследования применяются для определения первичных поражений, вызвавших задержку речи, их локализации и степени поражений:
- ЭЭГ,
- доплерография брахиоцефальных сосудов,
- МРТ головного мозга (при специальных показаниях)
- Генетическая диагностика: ХМА или высокпроизводительного секвенирование (панель «Умственная отсталость и РАС»).
Лечение синдрома задержки речи
Кроме консервативного лечения (медикаментозной, физиотерапии), занятий с логопедом, все более востребованными становятся эффективные неспецифические методы коррекции задержки речи:
- АВА-терапия: интенсивные программы обучения основаны на влиянии внешних факторов на поведение, что дает возможность изменять и формировать поведенческие паттерны;
- работа с психологами особенно эффективна при задержке речи психогенного характера – занятия позволяют нейтрализовать травмирующие факторы и моделировать действенные компенсаторные механизмы;
- комплексы по развитию мелкой моторики: нейробиологи доказали связь между движениями пальцев рук и развитием речи, а также положительное влияние такой активности на функциональные характеристики ЦНС.
Родителям важно помнить, что лечение задержки речевого развития – это всегда комплекс мероприятий. И его наполнение должно зависеть от этиологии патогенеза выявленного синдрома. Поэтому важно провести максимально точную диагностику и найти профессионалов для проведения действенной коррекции выявленных поражений.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных