Задержка развития у ребенка
Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется несформированными психическими, речевыми функциями, навыками моторики относительно норм, принятых для детей данного возраста. ЗПР проявляется в ограниченности общих знаний и представлений, незрелости памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, нарушении социальной адаптации вследствие неполноценной познавательной активности.
Как правило, задержка развития диагностируется в младшем школьном возрасте. Основные признаки: неспособность четко и правильно выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.
Причины задержки развития
- Факторы окружающей среды: воздействие окружающей среды может вызвать глубокие изменения в развитии головного мозга, в частности, повлиять на дифференциацию нейронов, синаптогенез и аксональную миелинизацию.
- Курение табака и воздействие алкоголя или наркотиков во время беременности.
- Положительный семейный анамнез.
- Врожденные дефекты центральной нервной системы.
- Внутриутробное поражение плода (например, инфекционной или химической природы).
- Недоношенность (гестационный срок меньше 35 недель).
- Шизофреноподобные психозы или психические заболевания у родителей.
- Использование вальпроата натрия во время беременности.
- Асфиксия/родовая травма.
- Инфекции с поражением центральной нервной системы.
- Генетические факторы:
- синдром ломкой Х-хромосомы;
- хромосомная патология (синдром Дауна), микроделеции/микродупликации;
- моногенные наследственные синдромы (например, синдром Ангельмана);
- моногенные заболевания — туберозный склероз, нейрофиброматоз, эпилептические энцефалопатии, мышечная дистрофия, фенилкетонурия и др.
Диагностика задержки развития
Выявление синдрома ЗПР проводится такими профильными специалистами, как психотерапевт, невролог, дефектолог, логопед, психолог. Дефекты развития диагностируются с помощью специального тестирования интеллектуальных способностей, координации, психоречевой функции и моторики.
По рекомендациям Американской Академии Неврологии и Детской Неврологии для поиска причин УО/РАС имеют диагностическую ценность следующие исследования:
- генетическое тестирование, включающее высокоразрешающий кариотип, ДНК-анализ на ломкую Х-хромосому, хромосомный микроматричный анализ и высокопроизводительное экзомное секвенирование;
- селективные метаболические тесты при сочетании задержки развития с циклическими рвотами, вялостью, ранними судорогами;
- ЭЭГ с записью сна;
- нейровизулизационные методики.
Методики лечения задержки развития
Лечение синдромов задержки развития, кроме консервативных методик, должно включать индивидуально разработанные комплексы:
- АВА-терапии, направленные на обучение и совершенствование социально-бытовых, познавательных, коммуникативных навыков;
- занятий с психологом – для коррекции страхов, тревожности.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных